Skip to content
 

Готовность оратора

Готовность оратора - притча о добре и зле 

Был у Сократа молодой друг Евфидем, которому не терпелось произносить речи перед народом. Сократ говорил Евфидему, что он еще не готов для публичных выступлений, но тот не хотел его слушать. Тогда Сократ предложил побеседовать:

– Знаешь ли ты, Евфидем, что такое справедливость?

– Конечно  знаю,  не хуже любого другого.

– Тогда помоги мне разобраться. Скажи, воровать, лгать, обманывать, продавать людей в рабство – справедливо?

– Нет, конечно.

– А если, отразив нападение врагов, полководец захватит в плен и продаст в рабство захватчиков, это будет справедливо?

– Думаю, да.

– А если он будет грабить земли захватчиков,  будет применять по отношению к ним коварные приемы?

– Думаю, справедливо. Я думаю, что по отношению к врагам лгать, обманывать и грабить – справедливо, а по отношению к друзьям – нет.

– Я понял. А если полководец, увидев  что его солдаты пали духом, солжет, будто на подходе союзники и тем самым их ободрит? Эта ложь будет справедливой?

– Пожалуй, да.

– А если больному, который не хочет принимать лекарство, дать это лекарство обманом?

– И это будет справедливо. Ложь, воровство, обман по отношению к друзьям, если это пойдет им на благо, будет справедливо, а если делается им во зло – несправедливо.

– Значит для того, чтобы распознать справедливость, надо уметь распознавать добро и зло в жизни?

– Думаю, ты прав.

– А можешь ли ты привести пример добра и зла?

Ну, к примеру, здоровье – это добро, а болезнь – зло.

– Хорошо, а может ли здоровье вести к злу?

– Конечно, не может.

– Тогда ответь: если всех здоровых забрали на войну, она закончилась поражением и многие воины погибли или были угнаны в рабство, а больные,  оставшись дома, уцелели. Было ли здесь здоровье добром?

– Действительно, ты прав, Сократ. Но про ум точно можно сказать, что это – благо.

– Да? А то, что персидкий царь держит при своем дворе самых умелых и умных ремесленников и не пускает их домой – это благо?

– Тогда слава, красота?

– За красивых рабов больше платят, поэтому красивых чаще угоняют в рабство. Слава вызывает зависть, что часто приносит много зла.

– Сократ, я понял, что добро и зло в жизни тоже не всегда очевидны.

– Не стоит так печалиться! Просто ты еще очень молод и тебе нужно многому научиться перед тем, как выступать перед народом. А как ты представляешь себе сам народ?

– Ну,  народ состоит из бедных и богатых.

– А можешь ли ты пояснить, кого считаешь бедным, а кого – богатым?

– У бедных денег не хватает на жизнь, а у богатых денег и всякого добра много.

– А не встречал ли ты богачей, которым всегда всего мало, а иной бедняк прекрасно обходится небольшими средствами?

– И то верно, встречал таких.

– Так кто же тогда бедняк, а кто – богач?

– Даже не знаю, что сказать. Видно и в этом вопросе не все так очевидно.

– А теперь ответь, как ты думаешь,  какие ораторы лучше: те, которые обманывают народ преднамеренно или те, которые делают это без умысла?

– Наверное те, которые делают это намеренно.

– А если человек преднамеренно пишет и читает с ошибками, а другой делает это ненарочно, как по-твоему, кто из них грамотней?

– Конечно тот, кто преднамеренно. Ведь если он захочет, то сможет писать грамотно.

– Тогда получается, что намеренно обманывающий оратор лучше того, кто делает это непреднамеренно: ведь при желании он будет говорить с народом честно.

– Достаточно, Сократ. Я понял, насколько рано мне выступать перед людьми.

 

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

 

Один комментарий

  1. Анна пишет:

    В человеке добро и зло присутствует с рождения,но выбирая свой путь,человек должен не умом понять,а почувствовать своим сердцем- что его,а что нет.От этого зависит его направление.

    [Ответить]

Написать отзыв