Skip to content
 

Исторические предпосылки возникновения инфантильности

Исторические предпосылки возникновения инфантильности

Карл Юнг – известный швейцарский психолог и психиатр, ученик Зигмунда Фрейда   еще в начале XX века отметил тенденцию многих людей останавливаться в своем развитии на детской ступени сознания. Он назвал население земного шара начала XX века «безмерно разросшимся и раздувшимся детским садом».

В чем же причина того, что в наши дни по мнению психологов более 50% людей страдают инфантильностью? Причем относится это преимущественно к мужчинам. Почему в наши дни так редко встречаются мужчины, обладающие такими чертами как предприимчивость, умение брать на себя ответственность, защищать, опекать, обеспечивать?

Давайте попробуем разобраться.

В прежние века люди становились взрослыми очень рано. Если человек не становился самостоятельным и ответственным максимум к 14 годам, то неурожаи, эпидемии, постоянные войны и прочие «неприятности» скоренько отправляли его на тот свет. Не существовало никаких прав и социальных гарантий: не сумеешь сам себя прокормить и одеть, никто за тебя это не сделает; не сможешь сам  защитить себе, свое имущество, свою свободу, станешь нищим, рабом, а то и вообще лишишься жизни.

Во все века человек должен был рассчитывать только на себя. В лучшем случае поддержку мог получить от семьи, клана, цеха или ордена, но это всегда требовало отдачи. Доживали до седых волос только самые сильные, самые умные и ловкие.

В прежние времена в семьях, как правило, бывало много детей. А ребенок, выросший в многодетной семье, вырастает более самостоятельным, в отличие от единственного ребенка, который имеет намного больше шансов вырасти эгоцентричным и инфантильным.

В древней Греции и древнем Риме мальчики до семи лет находились на попечении матери или няни, а с семилетнего возраста они переходили под опеку отца или специально выбранных наставников. Ведь мальчику для того, чтобы вырасти мужчиной, приобрести мужские черты характера, необходимо иметь перед глазами пример. В наши дни преобладает чисто женское воспитание. В школах практически нет преподавателей мужчин. Да и дома воспитанием детей занимается преимущественно мама.

В  наши дни во многих развитых странах  жить стало намного безопаснее и комфортнее. Это прекрасно, но имеет и оборотную сторону: пребывание в зоне комфорта приводит к лени и отсутствию у человека желания развиваться как личность. Длительный застой приводит регрессу, а малейший шаг за  пределы зоны комфорта может вызвать серьезных стресс. Это и является одной из причин, по которой по статистике уровень самоубийств в более богатых, развитых странах намного выше, чем в более бедных. Социопсихологи считают, что на сегодняшний день имеет место такое явление, как «массовый инфантилизм».

В постсоветском пространстве ситуация усугубилась еще тем, что на протяжении несколько десятилетий лучшие представители мужского пола планомерно уничтожались. Сначала первая мировая война, революция, гражданская война, потом сталинский геноцид, вторая мировая война…. В результате женщины были вынуждены брать на себя как женские, так и мужские функции. Многие мальчики росли (и растут) в неполных семьях. А в таких условиях многие женщины начинают чрезмерно опекать своих сыновей. Или же, если сами родители испытывали в детстве лишения, желание оградить свое чадо от жизненных трудностей приводит к тому, что ребенка ограждают от всех проблем  вместо того, чтобы научить его справляться с ними.

Кстати, правящей элите очень удобно иметь дело с инфантильным населением. Им не нужны самодостаточные и умные граждане: ведь намного проще управлять и манипулировать пассивными людьми, которые стремятся избавиться от принятия самостоятельных решений, а ответственность возлагают на правительство.

Вот, как следствие, мы и имеем людей, бегущих от реальной жизни, которая для них сложна и непонятна, в любые формы виртуальности – соц.сети, компьютерные игры, бесчисленные сериалы и пр.

 

Написать отзыв