Skip to content
 

Как избежать конфликта

Как избежать конфликта   

Любой конфликт можно рассматривать как в узком смысле – непосредственное столкновение противоборствующих сторон, так и в широком – когда конфликт рассматривается как сложное явление, состоящее из нескольких стадий.

Ярким примером спонтанной эскалации конфликта может послужить сказка О.Туманяна «Капля меда» (существует прекрасный перевод С. Маршака), в которой война между двумя народами разгорелась из-за капли меда.

Сказка сказкой, но ведь в реальной жизни зачастую так и бывает: получив в свой адрес конфликтоген, пострадавшая сторона стремится проучить обидчика, поэтому отвечает более сильным (а как иначе!) конфликтогеном, чтобы задеть наверняка. Тот в свою очередь не остается в долгу и отвечает еще более сильным конфликтогеном. И вот уже конфликт разрастается как снежный ком.

Конфликт, как и болезнь, намного правильнее и проще предупредить, чем «лечить» – гасить уже разросшийся конфликт. Вот почему так важно иметь представление о том, что из себя представляют и какими бывают конфликтогены, которые провоцирует возникновение конфликта.

А сейчас поговорим о том, как можно предупредить разгорание конфликта:

Как избежать конфликта Первое и самое главное условие предупреждения конфликта – умение управлять своими эмоциями. Существует несколько несложных приемов, позволяющих не «сорваться» и не наговорить лишнего:

  • дыхание – несколько глубоких вдохов (через нос) и выдохов (через рот), когда выдох немного длиннее вдоха;
  • выдержать паузу, во время которой можно сосчитать до десяти (можно и до двадцати  :)  ). При этом важно фиксировать свое внимание на счете;
  • сжать кулаки на 5-10 секунд (напрячься), потом их резко разжать, опять же фиксируя внимание на собственных действиях.

Для того чтобы в чем-то убедить человека, для начала надо дать ему возможность высказать свое мнение, свою точку зрения, при этом важно самому внимательно слушать, а не искать в уме контраргументы. Хороший, внимательный слушатель вызывает доверие и благодарность. Как следствие, возможность возникновения конфликта резко снижается.

Важно избегать в общении таких конфликтогенов как демонстрация собственного превосходства, надменность, которые вызывают неосознанное стремление к противодействию  Пренебрежение к собеседнику, преуменьшение его заслуг и достоинств, категоричность задевают самолюбие и тоже никоим образом не способствуют построению доброжелательных отношений.

У каждого из нас есть уязвимые места. Затрагивание этих болевых точек в общении – «удар ниже пояса».

А самое главное  –  всегда помнить «золотое правило нравственности»:

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.»

Написать отзыв