Skip to content
 

Муки и парадокс выбора

Муки и парадокс выбора или когда «больше» не значит «лучше»

Свобода, свобода выбора – величайшее благо, когда человек имеет возможность жить сообразно своим наклонностям, желаниям и убеждениям, когда человек вправе выбирать, что он будет носить и есть, где он будет жить и работать и т.д.

Казалось бы, что может быть лучше? Однако, вот парадокс, оказывается, что у этой «медали» есть и оборотная сторона.

В результате исследований, проведенных американским психологом Барри Шварцем и его коллегами, выяснилось, что наличие слишком большого количества вариантов, из которых можно выбирать, имеет два серьезных отрицательных момента:

  • Во-первых, слишком широкий ассортимент приводит к тому, что большинство людей впадает в состояние растерянности и замешательства, и в итоге зачастую не может сделать выбор, так как чем больше предложенных вариантов, тем труднее их сравнить и выявить все плюсы и минусы, все достоинства и недостатки. А ведь выбрать всегда хочется самое лучшее! В такой ситуации человек довольно часто, если имеется такая возможность, откладывает свое решение, свой выбор «на завтра», «на потом».
  • Во-вторых, даже если выбор уже сделан, очень велика вероятность того, что человек будет постоянно сомневаться в том, действительно ли лучшее приобретение он совершил или все-таки ошибся? Ведь чем обширнее был ассортимент, тем больше вариантов для сравнения, а значит, тем  больше привлекательных качеств отвергнутых возможностей, как ему кажется, он упустил. А это, согласитесь, существенно уменьшает удовлетворение от сделанного выбора, даже в том случае, если он – этот выбор – сам по себе очень хорош.

Этот феномен, этот психологический эффект получил название “парадокса выбора”.

Муки и парадокс выбора или почему «больше» значит «меньше»

По результатам ряда исследований ученые пришли к выводу, что  чаще всего оптимальное число предлагаемых вариантов, чтобы человек остался доволен – от 8 до 10. Разумеется, эта «золотая середина» – эти цифры очень условны и, конечно, все зависит от типа товара/услуг, ну и от самого человека.

Как считает Барри Шварц, по способу совершать выбор людей можно разделить на 2 категории.

  • По статистике в наши дни бОльшая часть людей относится к категории перфекционистов. Человек, относящийся к этой категории, всегда и во всем стремится выбрать наилучший вариант. Но, согласитесь, сделать это практически невозможно. Ведь для уверенности в том, что ты выбрал лучшее, нужно испробовать все варианты, а сделать это чаще всего невозможно и не только ввиду обширности ассортимента. Это приводит к тому, что даже совершив выбор, человек продолжает сравнивать свое приобретение с достижениями и приобретениями окружающих и сомневаться в правильности своего выбора. В результате перфекционист почти всегда находится в состоянии неудовлетворенности.
  • Вторая категория – это люди, которые умеют довольствоваться, скажем так, «достаточно хорошим» или, как их называет Шварц, «умеренными» (по-английски satisficers). Человек, относящийся к этой категории, ощутив некую потребность, определяет для себя, какой вариант бы его устроил – определяет для себя критерии отбора. И даже если он – этот человек – имеет очень обширный выбор, то сразу отсеивает те варианты, которые не соответствуют его требованиям и останавливает свой выбор на том варианте, который соответствует его критериям. Иначе говоря, во всем многообразии предложений он ищет не наилучший вариант, а достаточно хороший, соответствующий его требованиям. Естественно, такой выбор сделать намного легче. А кроме того, сделав выбор, «умеренный» человек чувствует себя удовлетворенным: ведь он получил то, что хотел.

А к какой категории относите себя вы?  :)

Парадокс выбора часто искусно используется в маркетинге. Одним из способов манипуляции является обилие товаров и реклама, которые исподволь побуждают людей приобретать все новые вещи, хотя зачастую и имеющиеся еще вполне удовлетворяют. А когда покупатель в магазине впадает в замешательство от обилия предложений, на «сцену» выступают другие манипуляторы (а может, и те же самые!) – доброжелатели, которые всегда готовы подсказать «наилучший» выбор.

Вот только будет ли этот выбор наилучшим именно для вас, вот в чем вопрос!

2 комментариев

  1. Когда хочется выбрать больше и лучше, стоит задуматься о том, действительно ли будет так. Не исключено, что текущий вариант вполне нормальный, а проблемой выбора страдают многие

    [Ответить]

  2. Анатолий пишет:

    Иногда, что бы выбрать, хочется закрыть глаза и ткнуть пальцем в небо.

    [Ответить]

Написать отзыв