Skip to content
 

Психологические эффекты

Психологические эффекты

В мире не существует двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек уникален. У каждого свой темперамент, свой характер, только ему одному присущие черты и душевные качества. При этом мы ежедневно общаемся со множеством других людей на улице, на работе, дома и т.д. Наблюдения за поведением людей во время общения в разных ситуациях выявили некоторые закономерности, так называемые психологические эффекты, которые присутствуют во взаимоотношениях.

Психологический эффект – это некоторое явление, некоторая закономерность восприятия или поведения большинства людей, которая возникает в тех или иных ситуациях во время межличностного общения или взаимодействия человека с социумом. Все эти явления можно регулярно наблюдать в повседневной жизни. Вот почему знания об этих закономерностях дают возможность лучше понимать поведение окружающих. Порой даже предсказывать их поступки, а это дает возможность регулировать взаимоотношения и избегать манипулирования собой.

Кроме того, в течение дня мы систематически, порой даже незаметно для самого себя,  принимаем множество самых различных решений, регулярно совершаем тот или иной выбор, начиная с самых обыденных, как, к примеру, решение о том, что приготовить на ужин, и кончая действительно серьёзными вопросами. Нам кажется, что мы совершаем осознанный выбор и принимаем рациональное решение самостоятельно. Однако зачастую на наше поведение оказывает влияние тот или иной психологический эффект, и в этом случае наш выбор может оказаться далеко не самым лучшим в данной ситуации.

Вот, например, как может повлиять на наше поведение так называемый «эффект якоря» или, как его еще называют, «эффект привязки».

Психологические эффектыЕсли человек что-то оценивает, ему нужна некая отправная точка, своеобразный «якорь». А теперь рассмотрим, как этот эффект работает в жизни. Припомните, как происходят распродажи. Вы заходите в магазин и видите, что какая-то вещь, которая раньше стоила, к примеру, 80$ (в данном случае первоначальная цена является «якорем»), сейчас продается за 39.99$. Может быть, первоначальная цена на этот товар была настолько завышена, что эта вещь не стоит и 40$. В данный момент для покупателя это неважно. Его очень впечатляет скидка в 50%. И зачастую, чем выше была первоначальная стоимость, тем ценнее выглядит товар в глазах покупателей, тем выгоднее кажется потенциальная покупка. В итоге этот товар могут приобрести именно за ту скидку, которая была сделана относительно первоначальной стоимости.

Продавцам известен и другой прием, основанный на «эффекте якоря»: раскладывать очень дорогой товар в непосредственной близости от более дешевого, но относительно дорогого в группе товаров данного типа. В данном случае «якорем» становится высокая цена дорогого товара, на фоне которой цена соседнего товара выглядит уже вполне приемлемой и даже выгодной.

«Эффект якоря» можно использовать и в своих целях – первым задавать «якоря», на которые будут ориентироваться окружающие. К примеру, договариваясь о выполнении некоторой работы, можно сказать, что ее реальная стоимость, к примеру, 20 000 рублей (осознанно завысить цену), но вы готовы ее выполнить за 12 000.

Как видно из вышеописанного, знание психологических эффектов может принести немалую пользу.

Кроме «эффекта якоря» существует еще множество других психологических эффектов. Наиболее известные из них:

Написать отзыв