Skip to content
 

Интеллект, ум, эрудиция

Интеллект, ум, эрудиция

«Многознание уму не научает.» Гераклит

Одним из наиболее значимых и ценных качеств человека считается интеллект. Однако зачастую в повседневной жизни слова интеллектуал, начитанный, эрудит и умный используются как синонимы – как взаимозаменяемые слова. Тем не менее не каждый эрудит является интеллектуалом, и не каждый начитанный человек умен. Попробуем разобраться, в чем различие между этими понятиями.

Интеллект, ум, эрудицияИнтеллект (от лат. intellectus «ощущение», «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») – это свойство психики, включающее в себя способности к познанию, пониманию, обучению, запоминанию и систематизации информации, это способности к воображению, абстрактному и логическому мышлению, это умение применять приобретенные знания, навыки и опыт для максимально быстрого и эффективного решения самых разнообразных жизненных задач и ситуаций, это способность адаптироваться к изменяющимся условиям и обстоятельствам, это способность на основе имеющихся знаний и опыта генерировать новые идеи.

Ум и интеллект – близкие по смыслу понятия. Между ними есть некоторые различия, но во многом они пересекаются.

На протяжении длительного времени считалось, что уровень интеллекта можно измерить, для чего использовали широко известный тест Айзенка (тест IQ на уровень интеллекта).  Однако в наши дни многие ученые являются сторонниками теории множественного интеллекта, разработанной американским психологом Говардом Гарднером в 80-х годах прошлого века, и считают, что этот тест не полностью отражает все возможности мозга.

Эрудиция (от латинского «erudition»-«ученость,«просвещенность») – это разносторонние знания в одной или нескольких сферах, это просто запас знаний.

Интеллект, ум, эрудиция Эрудиция в большей степени  связана с памятью, любознательностью и широтой интересов человека. Человека, обладающего обширными знаниями в разных областях, порой называют «ходячей энциклопедией». Эрудит при случае может поддержать разговор на разные темы, зачастую он знаком с основами многих наук, однако чаще всего это знания не фундаментальные и  совсем не обязательно он является крупным специалистом  в какой-то определенной области. Ведь можно просто читать и накапливать знания без осмысливания, без попыток работы с ними. Такие знания можно назвать пассивными, статичными. Вот почему далеко не каждый эрудит является интеллектуалом.  Можно быть «ходячей энциклопедией», но не уметь применять свои знания в нужный момент. Ведь интеллект  – это не начитанность, не эрудиция, не объем знаний, это способность к умственной деятельности.

Однако интеллект и эрудиция связаны постольку, поскольку интеллектуалу необходимо иметь определенный базис – знания и опыт для того, чтобы их осмысливать и с ними работать. Проведя параллель между познавательными процессами человеческой психики и компьютером, можно сказать, что эрудиция – это база данных, содержащая обширную информацию, а интеллект – это операционная система.

Эрудит может решить ту или иную задачу, опираясь на имеющийся багаж знаний – то есть у него есть готовое решение. Интеллектуал же может не знать готового решения, однако справиться с задачей благодаря логике и своим аналитическим и прочим способностям.

Идеальный вариант – это гармоничное сочетание эрудиции и интеллекта. Эрудиция без интеллекта – это знания, лежащие в кладовой памяти мертвым грузом. А вот сочетание эрудиции с интеллектом может давать поистине фантастические результаты.

Написать отзыв