Skip to content
 

Как хвалить ребенка

Как хвалить ребенка

Как хвалить ребенка

Каждый из нас, будь то взрослый или ребенок, нуждается в одобрении, хотя бы изредка. Похвала, даже в самых маленьких количествах, оказывает огромное влияние и необходима каждому человеку почти так же, как глоток свежего воздуха. Похвала – это витамин для души. Но, как в случае с настоящими витаминами, передозировка чревата неприятными последствиями.

Для того, чтобы ребенок рос уверенным в себе, успешным, радостным и спокойным, его непременно надо хвалить. Хвалить ребенка нужно хотя бы для того, чтобы он мог ориентироваться, правильно ли он поступает или нет, чтобы он мог различать «что такое хорошо, а что такое плохо». :)

Отобрал в песочнице игрушку у другого малыша – «Ай, ай, это нехорошо, так делать нельзя!». Убрал свои игрушки – «Умничка! Все разложил по местам. Помог маме.»

Похвала и неодобрение – как кнут и пряник, которые помогают малышу понимать, как себя вести в той или иной ситуации. Только, как и во всем, здесь нужна мера. Кое-кто из родителей считает, что хвалить необязательно, что главное – указывать ребенку на его ошибки и просчеты.  Однако концентрация на недостатках, постоянная критика и отсутствие похвалы приводят к тому, что у ребенка падает самооценка, пропадает интерес, он перестает верить в свои силы, может стать ленивым и безразличным, думая, что что бы он ни делал, все равно ничего хорошего не выйдет и его будут ругать. И так же, как вредит отсутствие похвалы, вред (и порой очень серьезный вред!) ребенку может нанести чрезмерная и слишком частая похвала, которая прямиком ведет к самоуверенности, нарциссизму и гордыне. Вот почему похвалу надо дозировать.

В качестве примера хочу описать ситуацию, невольной свидетельницей которой я однажды стала. Как-то раз, будучи в гостях, мне пришлось наблюдать, как трое детей примерно одного возраста играли в настольную игру. Один из игроков – девятилетний мальчик, которому родители постоянно поют дифирамбы о том, какой он умный, талантливый и успешный, играл хуже других. Ребенку явно не хватало расторопности и внимательности. В течение всей игры он  жульничал, стремясь доказать, что к нему несправедливы, но факты упрямая вещь. В итоге под конец он оказался на третьем месте. И тут началось! Надо было видеть, какую он закатил истерику! Он кричал, что все равно он лучший, что он выиграл, обвиняя других игроков в нечестности. Те, естественно, стремились доказать обратное. Не помогали и мягкие увещевания матери, которая тоже была свидетельницей всего происходящего. Безобразная сцена прекратилась только тогда, когда мать сказала: «Да, да, ты выиграл!» – цыкнув при этом на других игроков, когда те попробовали возразить.

Похвала схожа с наркотиком: чем дальше, тем хочется все больше. И если со временем хвалить станут меньше, а это естественно: ведь чем старше будет становиться ребенок, тем  чаще он он будет оказываться там, где не будет родителей, и не факт, что другие люди будут его хвалить так же часто и много, как и родители. И вот тогда он начнет искать ситуации, в которых можно было бы себя показать с выгодной стороны. Будет правдами и неправдами подстраиваться под мнение окружающих, заниматься подтасовкой и вымогать одобрение и похвалы. Как следствие, могут развиться такие неприятные качества, как лживость и изворотливость.

И психологи, и педагоги единодушны в своем мнении, что хвалить детей обязательно надо, но…. Но делать это надо правильно, грамотно, чтобы вместо пользы ненароком не нанести похвалой ребенку вред.

Не стоит хвалить ребенка:

  •  за его природные данные и способности  – внешность, сообразительность, ум, силу, ловкость и т.д.
  • за одежду, игрушки или другие вещи малыша;
  • за то, что легко дается;
  • за одно и то же более двух раз;
  • в присутствии окружающих – хвалить, сравнивать с другими детьми, ставить в пример. Тем самым можно вызвать у ребенка ощущение превосходства и пренебрежение к менее успешным сверстникам, а у его друзей – зависть и нездоровую конкуренцию. Если и сравнивать ребенка, то только с самим собой – тем, кем он был раньше.
  • Хвалить ребенка нужно за приобретенные навыки, за результаты, достигнутые своим трудом, за преодоление страха, за помощь близким или другим людям.
  • Хвалить надо за конкретный поступок.
  • Хвалить желательно и в том случае, если желаемый результат не был достигнут, но ребенок приложил максимум усилий. То есть хвалить не за результат, а за процесс. Человек не всегда и не во всем может добиться отличных результатов. И если хвалить только за высшие достижения, можно отбить охоту к занятиям, где у ребенка не получается быть отличником.
  • Похвалить можно за интересный вопрос. Ведь подобные вопросы свидетельствуют об активной мыслительной деятельности.
  • Нередко  родители хвалят ребенка очень коротко: «Молодец!», «Умница!». Конечно, это приятно, но лучше будет, если при этом уточнить, за что его хвалят, за какие действия. Такая похвала кроме всего прочего дает понять, ЧТО взрослые ценят и чего ждут в будущем.
  • Есть такое понятие, как «опережающая похвала»: «Ты это сможешь!», «У тебя получится, ты сильнее, чем тебе кажется!» Хвалить ребенка за то, что он еще не сделал, не значит обманывать. Просто есть реальность, а есть возможность. И задача взрослого вселить в ребенка уверенность и сделать так, чтобы вера помогла превратить желаемое в действительность.

Похвала нужна в первую очередь для того, чтобы показать ребенку, что его усилия и старания были замечены и оценены по достоинству. К месту сказанная искренняя, правильная похвала способна воодушевить и вдохновить  ребенка. Это прекрасный стимул к дальнейшим действиям и достижениям.

 “Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ. ”        Альбер Камю

Написать отзыв