Skip to content
 

Принимаем критику

Принимаем критику

«Глупый нуждается в притворной похвале. Умный нуждается в честной критике.»  Лууле Виилма

Критика является неотъемлемой частью жизни любого человека независимо от того, кем он является. От неё никуда не деться. Вот почему так важно уметь адекватно реагировать на критику – реагировать так, чтобы она помогала исправлять недочеты, а не вгоняла в депрессию.

Чаще всего обильной критике подвергаются люди, поступки, поведение, мысли и идеи которых идут вразрез с общепринятым мнением и противоречат устоявшимся стереотипам. Большинство людей чаще всего реагируют на критику негативно, поскольку она затрагивает их эго. Кто-то считает критику двигателем прогресса, кто-то – тормозом. На мой взгляд, истина, как водится, находится где-то посередине.

Конструктивная критика и важна, и нужна, если она исходит от человека, разбирающегося в обсуждаемом вопросе и желающего помочь,  даже в том случае, если форма, в которой были высказаны замечания, далека от идеала. Ведь критические отзывы и замечания помогают увидеть ошибки и недочеты.

Конечно, было бы прекрасно, если бы все критикующие следовали одному из правил конструктивной критики, которое озвучил Охотник – персонаж из замечательного фильма «Обыкновенное чудо»:

 «Если хочешь указать на ошибки, сначала похвали!»  :)

В реальности чаще всего форма, в которую облекаются критические замечания, бывает далека от совершенства. А поскольку человек в первую очередь воспринимает интонацию, а не содержание сказанного, мало кто реагирует на критику адекватно. У большинства людей критические замечания вызывают бурную реакцию: злость, оправдания, нападки на критикующего, сомнения, слезы, переживания.

И мало кто умеет спокойно выслушать, принять и аргументированно ответить на критические замечания.

Что же можно сделать для того, чтобы  критика приносила пользу, а не вред?

Во-первых, не поддаваться спонтанной реакции – постараться  отключить эмоции и включить логику. Согласна, что порой это сделать ОЧЕНЬ трудно!  :(  :)   Несколько глубоких вдохов поможет намного успокоиться.

Спокойно выслушать критические замечания может помочь еще одна маленькая хитрость: представьте, что они – эти замечания – адресованы другому человеку, который совершенно случайно носит то же имя, что и вы, и поступает так же, как и вы. Займите позицию наблюдателя и аналитика.

Снизить накал отрицательных эмоций оппонента можно с помощью вербализации (озвучивания, описания его переживаний и чувств). Выражения типа «не волнуйся!», «не кричи!», «успокойся!» не только не ослабят напряжения, но могут, наоборот, вызвать всплеск раздражения. Разрядить обстановку можно, если показать человеку, что вы понимаете и принимаете его чувства с помощью слов: «ты сердишься?», «ты недоволен?», «ты расстроился?», «ты переживаешь?» и пр.

Очень важно определить, от кого исходят критические замечания: от человека, который разбирается в предмете и стремится помочь, или от критикана, который не говорит ничего по существу, а только выплескивает на вас отрицательные эмоции и преследует какие-то свои низменные и эгоистичные цели.

Принимаем критику

С критиканом вести дискуссию смысла не имеет, только потреплете себе нервы.

А вот если человек действительно видит недочеты и стремится помочь, выслушайте замечания до конца, не перебивая, не оправдываясь, не выражая протест, и постарайтесь разглядеть в критике рациональное зерно. Если вы с чем-то согласны, выскажите это оппоненту и лучше всего, если ваш ответ будет начинаться со слова «Да». К примеру, вы опоздали и вас обвинили в том, что вы постоянно опаздываете. В этом случае  стоит согласиться не с обобщением («ты постоянно опаздываешь»), а с данным конкретным эпизодом: «Да, я сегодня опоздал.» И пообещать впредь приходить вовремя.

Если критикующий ведет себя агрессивно и задевает ваше самолюбие, постарайтесь в этот момент вспомнить какой-нибудь эпизод из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно уверенно и спокойно. Такую заготовку (вспомнить такой эпизод) надо делать заранее.

Отвечая на критические замечания, учитывайте следующие факторы:

  • насколько обоснованы претензии критикующего, ведь может статься, вы нанесли ему своими действиями (намеренно или случайно) какое-то неудобство, какой-то вред. В этом случаев выразите свое сожаление по поводу случившегося. И помните, что ваша цель заключается в том, чтобы выразить свое отношение к инциденту и найти способ исправить ситуацию, а не в том, чтобы оппонент вас простил. Не нужно постоянно оправдываться;
  • насколько важно для вас урегулирование спорного вопроса в вашу пользу;
  • насколько дороги для вас отношения с оппонентом.

Порой критика может быть вызвана различиями во вкусах. В этом случае со спокойной душой можете на нее не реагировать и не доказывать свою правоту. О вкусах не спорят. Вкусы и пристрастия людей могут сильно отличаться друг от друга. Не зря говорят: «на вкус и цвет товарищей нет».

Один комментарий

  1. Анна пишет:

    Ой, не хорошее это дело – критиковать другого человека.
    Дать совет, это гораздо более лучшее решение.

    С наступающим праздником Пасхи,
    Пусть будет она солнечной, радостной,
    Желаем успеха, мира, добра,
    Славного, светлого дня.
    Пусть день будет ярок и весел,
    Вас поздравляю — Христос Воскресе!

    [Ответить]

Написать отзыв