Skip to content
 

Типы интеллекта

Типы интеллекта

В юности перед каждым из нас возникает один из самых сложных жизненных вопросов:

какую выбрать специальность?

Кто-то совершает этот выбор по совету родителей или других значимых взрослых. Кто-то руководствуется собственными интересами и желаниями. Иногда поступают в ВУЗ «за компанию» вместе с друзьями. И далеко не каждый задается вопросом: а действительно ли совершенный выбор отвечает его истинным желаниям и потребностям? И существует ли способ, с помощью которого можно максимально точно подобрать подходящую профессию?

Для правильного выбора профессии, во-первых, нужно знать, какими качествами должен обладать человек для того, чтобы добиться в успеха в данной сфере деятельности. А во-вторых, важно правильно оценивать свои индивидуально-психологические способности и свой интеллект, чтобы можно было понять, насколько они соответствуют предъявляемым профессией требованиям.

Слово «интеллект», я думаю, слышал каждый из нас. Но, как мне кажется, не каждый способен четко сформулировать, что же оно означает.

«Интеллект» – довольно обширное понятие и имеет несколько определений, вот почему сложно сформулировать одно – абсолютно полное и четкое. Тем не менее, можно выделить основное, саму суть:

Интеллект (от лат. intellectus – «восприятие», «разумение», «понимание», «понятие», «рассудок»)-  это совокупность способностей к мыслительной деятельности – пониманию, обучению,  запоминанию, абстрактному мышлению, анализу, поиску закономерностей и – самое главное – решению ситуаций и задач с использованием всего вышеперечисленного. Причем, под словом «задача» подразумевается абсолютно все, что встречается на жизненном пути и требует решения. Интеллект считается одним из наиболее ценных качеств личности.

А теперь вопрос на засыпку: кто, по-вашему, исходя из данного выше определения, обладает более высоким интеллектом:

Профессор математики, не способный и шагу ступить, чтобы не спровоцировать конфликт с окружающими;

Талантливый воспитатель и педагог, никогда не слышавший о теореме Ферма, но умеющий «подобрать ключик» к каждому ребенку;

Гениальный актер, способный своей игрой вызывать смех и слезы у зрителей;

Потрясающий кулинар, каждое блюдо в руках которого становится произведением искусства;

Хирург, спасший множество жизней….

Список предлагаю продолжить самому читателю.  :)

Ну и как тут определить: кто больший интеллектуал? Люди отличаются друг от друга не только уровнем умственных способностей и знаний, но и характером мышления. Мышление математика отличается от мышления актера или, скажем, от мышления психолога. Среди них нет лучшего или худшего, они просто разные.

В 1983 г. американским психологом Говардом Гарднером была опубликована разработанная им теория множественного интеллекта, суть которой заключается в том, что интеллект человека стоит рассматривать не как нечто неделимое целое – только логические способности и абстрактное мышление. По мнению Гарднера, существовавшая на тот период трактовка  понятия «интеллект» не оценивала мышление комплексно, поскольку часть человеческих способностей и возможностей мозга были незаслуженно исключены из рассмотрения. Гарднер считает, что каждый человек является обладателем (в большей или меньшей степени) нескольких различных типов интеллекта, как то:

Лингвистический или вербальный –  ораторские способности, литературный талант, способность эффективно выражать свои мысли. Этот тип интеллекта преобладает у  писателей, журналистов, копирайтеров, переводчиков, юристов, теле и радиоведущих, ораторов, преподавателей языка и литературы..

Логико–математический – абстрактное и логическое мышление, выполнение математических вычислений.  Это способность к дедукции, способность анализировать, обнаруживать причинно-следственные связи, способность систематизировать знания, создавать алгоритмы. Такой тип мышления присущ ученым, математикам, программистам, экономистам.

Музыкальный – способность тонко чувствовать звуки, музыку, способность сочинять и исполнять музыкальные произведения. Это способность понимать связи между музыкой и эмоциями, способность легко узнавать и запоминать голоса. Человек с развитым музыкальным интеллектом лучше воспринимает любую информацию в сопровождении музыки. Этот тип мышления присущ композиторам, певцам,  музыкантам и людям, вовлеченным в музыкальную индустрию.

Телесно – кинестетический – отвечает за способность поддерживать равновесие и координировать свои движения, что дает возможность эффективно управлять своим телом. Этот тип интеллекта преобладает у профессиональных танцоров, спортсменов, профессиональных водителей, цирковых артистов (акробатов, жонглеров, гимнастов), а также у представителей профессий, где требуется развитая мелкая моторика – хирургов, ювелиров, стилистов, музыкантов и т.д. .

Пространственно – визуальный – это образное мышление, это способность распознавать, модифицировать и воспроизводить зрительную и пространственную информацию. Это трехмерное проектирование и конструирование. Этот тип интеллекта доминирует у художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов, картографов.

Межличностный (интерперсональный или социальный) – это организаторские способности, умение понимать чувства, мотивы и желания других людей и способность оказывать на них влияние. Этот тип интеллекта превалирует у педагогов, психологов, воспитателей, политиков, консультантов, врачей, специалистов по рекламе.

Внутриличностный (интраперсональный) – это способность к самоанализу и самопознанию. Это умение понимать и оценивать собственные чувства, эмоции, намерения и мотивы. Высокий уровень интеллекта данного типа присущ психологам, философам, писателям. Однако высоким уровнем данного интеллекта может отличаться представитель любой профессии.

Экзистенциальный – один из наиболее сложных типов интеллекта. Человека с высоким уровнем данного интеллекта привлекает тема возникновения жизни на Земле, тема человеческого существования и смысла жизни, вопросы жизни и смерти, возможность бессмертия.

Надо заметить, что деление интеллекта на вышеперечисленные весьма условно. Как правило, каждый из нас представляет смешанный тип с преобладанием одного или нескольких типов интеллекта. Однако не исключено, что среди ваших знакомых может встретиться тип, которого нет в списке Гарднера. Сам Гарднер неоднократно задумывался о расширении списка. Однако точное описание новых типов вызывало немало сложностей, поэтому Гарднер предпочел не включать их в первоначальный перечень.

С помощью своей теории Гарднер стремился доказать, что классический тест Айзенка на уровень IQ  во многих случаях ничего не может сказать о личности в целом. А высокий уровень IQ  в некоторых сферах деятельности не только не помогает, но попросту мешает.

Теория множественного интеллекта имеет очень важное практическое применение. Ведь понимание того, что каждый человек обладает совершенно уникальным типом мышления, в котором сочетаются различные типы интеллекта,  кардинальным образом изменяют подход к обучению. Опираясь на теорию Гарднера, можно определить, к какому интеллектуальному типу относится ребенок, а кроме того – какие методы обучения и план развития подойдут ему больше всего. Ведь существует множество методик, способствующих развитию каждого типа интеллекта. И в наши дни уже разрабатываются образовательные программы, использующие многогранный подход для развития всех типов интеллекта.

Типы интеллекта

Написать отзыв