Skip to content
 

Единственный ребенок в семье (продолжение)

Единственный ребенок в семье – сильные и слабые стороны (продолжение)

Единственные дети с самого рождения живут и  развиваются в особой атмосфере. Зачастую они вырастают эгоистами, ведь родители, бабушки, дедушки с первых дней жизни долгожданного чада всю свою любовь, все свое внимание сосредотачивают на нем. Взрослые всеми силами стараются создать для него все условия, но   результат такого воспитания часто бывает совсем не тот, которого ждут.

Родители единственного ребенка панически боятся болезней, поэтому чрезмерно его кутают, оберегают от малейшего дуновения ветерка. Дети прекрасно замечают, что родителей очень волнует их самочувствие и для того, чтобы настоять на своем они порой используют менее очевидные методы манипуляции. Они могут, к примеру, демонстрировать ночные страхи, говорить о своем плохом самочувствии. В такой ситуации очень важно распознать, действительно ли у ребенка что-то болит или это желание настоять на своем. Если это все-таки стремление манипулировать взрослыми, нужно всячески поощрять стремление ребенка преодолеть свое «недомогание», свои страхи. Такое поведение взрослых послужит хорошим стимулом для достижения самоуважения малыша, для преодоления позиции «слабость – моя сила».

Единственный ребенок в семье, окруженный любящими, восхищенными взрослыми, привыкает ставить  себя выше других. На его обучение, как правило, тратится больше времени и средств: ребенок посещает разнообразные секции и кружки, нанимаются репетиторы. Этот ребенок самолюбив, многого требует от жизни, мотивирован на успех, ведь он привык быть в центре внимания.

Поскольку у единственного ребенка нет возможности тесно общаться с братьями и сестрами, он при общении с другими детьми часто не учитывает их интересов, не умеет приспосабливаться к их нуждам, а, как следствие, менее популярен  в среде сверстников. Он либо не умеет постоять за себя, либо, наоборот, чересчур избалован, самоуверен и не привык считаться с другими. А эти качества не способствуют приобретению друзей. Поэтому ребенок может более непринужденно чувствовать себя наедине с собой, даже в детстве он может походить на маленького взрослого. Некоторые родители даже бывают рады тому, что ребенок мало общается со сверстниками, считая, что тем самым они могут оградить его от “дурного влияния”. Однако сам ребенок может остро переживать недостаток  общения. Об этом могут свидетельствовать настойчивые просьбы, чтобы ему «купили» братика или сестричку или хотя бы собачку (или другую домашнюю живность). В этой ситуации надо постараться почаще приглашать к себе домой других детей или записать ребенка в секцию на какой-нибудь командный вид спорта.

Позитивными чертами единственного ребенка в семье являются честолюбие, стремление к успеху, высокая самооценка, лидерские качества.

Но при этом есть и негативные черты: высокая демонстративность, манипулирование окружающими (в первую очередь родителями), избалованность и эгоцентризм, трудности в общении. Поэтому стоит учитывать некоторые особенности воспитания единственного ребенка:

  • Он очень чувстителен к ожиданиям родителей и старается им соответствовать, поэтому нужно постараться не навязывать ему свои взгляды, мечты и методы решения проблем;
  • Может либо полностью принимать родительские ценности, либо восставать против них, поэтому нужно быть демократичным и дипломатичным;
  • Зная психологию и слабые места взрослых лучше других детей, склонен манипулировать родителями, стремиться стать единственным интересом в их жизни. Для того, чтобы это не произошло, надо объяснять ребенку и вести себя так, чтобы ребенок понимал и принимал, что у родителей есть кроме него другие интересы, свой собственный взрослый мир

 А напоследок  несколько советов, КАК НЕ НАДО вести себя родителям единственного ребенка, чтобы он вырос самостоятельным и НЕ эгоцентричным:

  • Дрожать над каждым его шагом, предупреждать любое желание и ограждать от всех неурядиц;
  • Все делать за него;
  • Осознанно ограничивать его и свою свободу;
  • «Душить» бесконечными заботами;
  • Приучать к особым привилегиям;
  • Всячески «привязывать» к себе, создавать зависимость ребенка от себя;
  • Стремиться к тому, чтобы он всеми силами «оправдывал надежды»;
  • Максимально ограничивать его общение со сверстниками;
  • Не обращать внимание на его раннее взросление и одиночество;
  • Умиляться и гордиться тем, что он способен «поучать» взрослых;
  • Воспитывать постоянными ограничениями и предостережениями.

Моя рассылка
“Понять себя, понять другого”

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

 

2 комментариев

  1. Владимир пишет:

    Благодарю Вас за интересную и полезную информацию!

    [Ответить]

  2. Светлана пишет:

    Очень часто все эти плюсы и минусы встречаются и у первого ребёнка. Ведь пока второй ещё не появился – он единственный и когда второй рождается – характер первого уже почти сформирован. Значит, что бы этого не произошло – рожать второго нужно пока первый ещё совсем маленький. Хорошо тем, у кого двойня :-)

    [Ответить]

Написать отзыв