Skip to content
 

Методы воспитания детей – дрессируем или убеждаем?

Отношения между детьми и родителями – основные методы воспитания

Отношения между детьми и родителями – как много об этом говорится и как много это значит. Без преувеличения можно сказать, что эти отношения определяют всю будущую жизнь человека. Установить причинно-следственную связь между отношениями детей и родителей в семье и поведением ребенка, а затем взрослого человека,  порой бывает совсем непросто. Ведь нередко, очень похожим бывает поведение людей, выросших в очень разных условиях, и в то же время  в одной семье дети могут вырасти поразительно разными. В действительности последствия воспитания зависят от многих факторов, включая индивидуальные особенности ребенка, среду, в которой он вращался и многое другое. А бывает, что ребенок – это отражение того хаоса, который царит в сознании взрослого. Существую основные типы отношений между детьми и родителями, основные методы воспитания.

Авторитарный стиль

Авторитарные родители, как правило, очень многого ждут от своих детей. И для того, чтобы эти ожидания оправдались, родители воспитывают детей в строгости. Дети в такой семье должны беспрекословно соблюдать установленные для них строгие правила. Причем  очень часто родители не могут или не хотят объяснить свои требования. Часто от такого родителя можно услышать «аргумент»:

– Потому что я так сказал (а)!

За неисполнение правил, за неподчинение ребенка наказывают. Авторитарные родители внешне не показывают своего теплого отношения, своей любви к ребенку. Ребенок в такой семье не имеет права голоса, права выбора: родители все решают и выбирают за него(порой даже будущую профессию и супруга).

Как правило, люди, выросшие у авторитарных родителей, считают, что любовь нужно заслужить какими-то достижениями, своим успехом. У них возникают многочисленные сложности во взаимоотношениях с другими людьми. Самооценка либо низкая, либо в некоторых случаях чрезмерно завышенная (так называемое компенсаторное поведение – стремление возместить неудовлетворенные потребности).

Поскольку дети авторитарных родителей привыкли подчиняться, привыкли к тому, что есть люди, которые все решают за них, они будут идеально подходить для работы, где нужно следовать установленным правилам. И в то же время им трудно действовать самостоятельно без постоянного руководства.

Демократический, либеральный стиль

Демократически настроенные родители сохраняют свой авторитет, но при этом с готовностью выслушивают своих детей и считаются с мнением ребенка. В такой семье от ребенка требуется соблюдение определенных правил и дисциплины, но при этом родители показывают ему свою любовь и готовность к диалогу.

Дети, выросшие в такой семье, как правило, умеют хорошо себя контролировать,  владеют своими эмоциями, коммуникабельны, уверены в себе, самостоятельны.

Такой метод воспитания считается наиболее эффективным

Разрешающий, попустительский стиль

В семье, где родители практикуют такой метод, к детям предъявляются минимальные требования. В такой семье ребенок имеет слишком много свободы, что тоже очень плохо: для собственных родителей ребенок становится тираном. Если даже в семье существуют правила, то они зачастую меняются и редко соблюдаются. Родители в таких семьях непоследовательны, часто балуют детей и  в качестве средства поощрения используют сладости, игрушки. Иногда от родителей, особенно мам, можно услышать: «Я не могу отказать, мне его (ребенка) так жалко!» А ведь жалеют  в этот момент не ребенка, жалеют в этот момент себя! Ведь когда мы в чем-то отказываем ребенку, мы зачастую себя чувствуем, мягко говоря, очень некомфортно. Вот для того, чтобы избежать этого дискомфорта, родители очень часто все разрешают. К сожалению, вседозволенность приводит к тому, что дискомфорт рано или поздно наступит. Вначале последствия вседозволенности   начнут проявляться, когда ребенок пойдет в садик, потом – в школу. Ведь там существуют определенные правила поведения, а он к этому не привык, он считает, что ему все можно.  Ребенок, не привыкший к ограничениям,  подрастает, и чем старше он будет становиться, тем больше проблем будет создавать его поведение.

Родителю, который хочет сохранить хорошие отношения со своим ребенком, нужно научиться устанавливать границы дозволенного, в случае необходимости требовать и запрещать, и делать это надо тогда, когда терпение еще не «лопнуло», когда взрослый еще не потерял контроль над своими эмоциями. Тогда наше «нет» звучит совсем по-другому. Тогда мы в состоянии смягчить наш отказ, спокойно объяснить нашу позицию и, в случае надобности, пойти на компромисс.

Однако, в реальной жизни в семье не так часто  используются эти приемы воспитания в «чистом виде», причем обоими родителями в равной степени. Как правило, в действительности  приемы из разных методов комбинируются в зависимости от ситуаций и обстоятельств.

4 комментариев

  1. Михаил пишет:

    а еще есть стиль рабовладельческой демократии…
    это детки придумали у нас в летнем лагере…

    [Ответить]

  2. Александр пишет:

    Как трудно найти золотую середину в этом вопросе. Потому что про прошествии лет все так меняется. Когда мы были маленькими для нас было нормально, то что сейчас считается ненормальным.

    [Ответить]

  3. Елена пишет:

    Статья очень хорошо написана, содержательно и интересно, спасибо.

    [Ответить]

  4. Радо пишет:

    Еще когда родители лезут в детскую компанию – типо они такие “своийские”, у ребенка возникает следующее:
    Этот человек наравне со мной(в моем лягушатнике). Но(!) он сильнее меня, умнее, веселее, итд… Возникает подсознательный страх, полное зомбирование, половая среда блокируется по раз-два, ведь есть альфа, нечего лезть с ним разбираться. И ребенок не развивается, суть “Я” блокируется. Одновременно ненависть к родителю на подсозн. уровне и любовь и уважение на формальном – ведь он сделал те телодвижения для меня, значит я ему дорог, какой он молодец! В итоге жутчайшее противоречие.
    Родители должны обитать в своих мирах, не лезть к детям, помогать по мере необходимости. Все должно быть естественно.

    [Ответить]

Написать отзыв