Skip to content
 

Старший, младший, единственный….

Старший, младший, единственный …. – сиблинги  

Впервые о том, что дети от одних родителей (сиблинги), выросшие в одной семье, в одном и том же домашнем окружении, отличаются друг от друга заговорил еще в 1874 году шотландский врач и естествоиспытатель Фрэнсис Гамильтон, который подметил, что большинство членов Британского Королевского научного общества являются первыми детьми в семье. Из чего он сделала вывод, что первенцы по своим личностным характеристикам отличаются от своих братьев и сестер.

Зигмунд Фрейд считал, что важным фактором, определяющим развитие ребенка, является также интервал между рождениями сиблингов.

Альфред Адлер был уверен, что невозможно полностью понять индивидуальные особенности человека, если не учитывать его порядок рождения в семье. Во многих случаях о человеке можно многое понять, если знать, был ли он в семье единственным ребенком, первым, вторым и т.д.

Адлер выделил четыре основные позиции: первенец, единственный ребенок, второй ребенок, младший ребенок.

Первенец вначале является единственным, но с рождением второго ребенка теряет свои преимущества.  Для многих детей это становится настоящей трагедией  и  причиной сильной ревности. Как правило, ожидания родителей в отношении первого ребенка бывают очень высоки. Им постоянно внушают, что они должны служить примером младшим детям, от них ждут ответственности.

У второго ребенка ситуация другая. У него перед глазами постоянно пример старшего – лидера, на которого он равняется, с которым конкурирует и нередко успешно обгоняет, поскольку у старшего стремление к конкуренции, к соревнованию меньше.

Младший ребенок в семье находится на особом положении, поскольку у него нет последователя и он никогда не будет свергнут с пьедестала. Кроме того, как правило,  отношение родителей к младшему ребенку особенно заботливое. Его считают беспомощным, о нем заботятся и учат всему тому, что знают сами не только родители, но и старшие дети. Вследствие этого у него вырабатывается ряд черт, влияющих на его личность и всю последующую жизнь.

Единственный ребенок в семье имеет как преимущества, так и определенные проблемы. С одной стороны, он всегда в центре внимания взрослых, он вне конкуренции. А с другой – это причина трудностей во взаимоотношениях со сверстниками. Его балуют, опекают, а как следствие, он может вырасти избалованным, не готовым к трудностям, не способным принимать самостоятельные решения. Во взрослой жизни может постоянно искать поддержки, поскольку привык постоянно получать ее от родителей. Он может вырасти беспомощным человеком, очень зависимым от других.
Конечно, позиция ребенка в семье является важным, но не единственным фактором

Безусловно, на формирование личности влияют многие факторы – пол, наследственность, воспитание, образование, интервал между рождением детей, и т.д. Но очень многие психологи считают, что порядок рождения в  этом списке стоит на первом месте.

Моя рассылка
“Понять себя, понять другого”

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

 

14 комментариев

  1. Александр пишет:

    Я рос в многодетной семье, да и в нашей семье двое детей. Правда между дочерью и сыном разница в 16 лет ( так уж вышло, сын старше). но это не мешает им любить друг друга : сыну – заботиться о сестре, дочери – равняться на брата.

    [Ответить]

  2. Sergey пишет:

    Я был в семье третьим и уехал живу в дали от родителей, всего добивался сам. А первые с родителями. Сложно все это.

    [Ответить]

  3. injnnak пишет:

    Я так же добиваюсь все сама и мои младшие сестры тоже.

    [Ответить]

  4. Laralaram пишет:

    никогда бы не подумала, что всё так непросто.

    [Ответить]

  5. Наталия пишет:

    Большая доля истины в этом есть, но не всегда все так как описано в статье.

    [Ответить]

  6. Алла пишет:

    А что просто в этом мире? Но я всегда радуюсь, что у меня есть старшая сестренка. Это такое счастье.

    [Ответить]

  7. Элла пишет:

    Беря во внимание родительскую семью (нас трое сестер – я старшая) и сейчас мою семью (двое детей) – многое сходится. Термин “сиблинги” понравился)))

    [Ответить]

  8. Светлана пишет:

    Да, во всем соглашусь с автором: порядок рождения влияет на характер ребенка. Кроме того нужно, конечно, учитывать и другие факторы – воспитание, наследственность, образование.

    [Ответить]

  9. Ксения пишет:

    Моей младшей сестре всегда позволялось больше, чем мне)))

    [Ответить]

  10. Илларион пишет:

    Очень интересные наблюдения, выводы из которых необходимо учитывать как родителям, так и воспитателям. Спасибо за познавательную статью! Твитнул.

    [Ответить]

  11. Елена пишет:

    Родителям необходимо учитывать информацию, приведенную в данной статье, для того, чтобы воспитать здоровых и полноценных личностей.

    [Ответить]

  12. Иван пишет:

    Спасибо за познавательную информацию. Отличный блог, ставлю в закладки.Желаю успеха.

    [Ответить]

  13. Татьяна пишет:

    Спасибо,твитт! Согласна с Еленой!

    [Ответить]

  14. Татьяна пишет:

    Применительно ко мне и младшей сестре все сходится.

    [Ответить]

Написать отзыв