Skip to content
 

Воспитание самостоятельности у детей

Воспитание самостоятельности  у детей

Как по-вашему, что самое главное в воспитании, в чем главная задача родителя как воспитателя?

Мне неоднократно приходилось встречать родителей (особенно мам!), которые с гордостью заявляли, что они очень любят своих детей и поэтому делают для них ВСЁ. В такой семье в обязанности ребенка входит только учеба. А каким образом на столе появляется еда, а на спинке стула рядом с кроватью наутро возникает чистая одежда  и о многом другом маленький (а потом основательно повзрослевший) человек даже не задумывается.

Как-то раз много лет назад мне пришлось наблюдать такую сценку: мать пришла с работы, приготовила обед и прилегла отдохнуть. Минут через десять из института пришел ее двадцатилетний сын.  На вопрос о том, что можно поесть, мать ответила, что обед на плите и попросила сына самому его себе положить. Надо было видеть удивленно – пренебрежительное выражение лица молодого человека. Уставшая мать, ни слова не говоря, встала и пошла на кухню для того, чтобы подать сыну тарелку супа.

И таких семей, где родители своими руками растят людей, совершенно не умеющих себя обслуживать и абсолютно не приспособленных к жизни, к сожалению, становится все больше. Ребенок в такой семье уподобляется особе «голубых кровей», а родители выступают в роли прислуги. И вот тут возникает вопрос: а что будет делать такой «принц», когда мамы не будет рядом или она состарится и уже не сможет его обслуживать?

А может быть настоящая родительская любовь заключается в том, чтобы вырастить самодостаточного человека, который будет уверенно стоять на ногах и не ждать, что его будут обеспечивать и обслуживать мама и папа? Может правильнее с самого раннего возраста приучать ребенка к самостоятельности, приучать  его к навыкам самообслуживания, сначала самым элементарным, потом, по мере взросления, – более сложным? Самостоятельность – очень ценное качество, благодаря которому человек будет чувствовать себя в жизни более уверенно.

Самостоятельность формируется по мере того, как человек учится преодолевать трудности. А с теми или иными трудностями мы сталкиваемся на протяжении всей жизни.  Сначала человек, преодолевая трудности, учится самостоятельно ходить, есть, одеваться. Дальше – больше.

И на этом пути – пути к взрослению и самостоятельности – очень важна грамотная помощь родителей.

Конечно, самое главное – это то, как сами родители ведут себя в трудных для них ситуациях. Сколько бы родители ни поучали, сколько бы ни говорили о том, как надо себя вести, ребенок будет копировать их поведение. Если взрослый в трудной ситуации будет закатывать истерику, ругаться или искать виновного, вместо того, чтобы искать решение возникшей проблемы, с очень большой долей вероятности его ребенок в трудную минуту будет вести себя так же. Поэтому для взрослых очень важен самоконтроль.

Когда малыш немного подрастет, можно будет с ним обсуждать трудности, с которыми он будет сталкиваться, рассказывать о схожих ситуациях из своей жизни, рассказывать о том, что вы тогда ощущали и как себя вели.

Есть правило, к которому очень желательно приучить ребенка с раннего детства:

Воспитание самостоятельности  у детей«Если ты упал, встань. Сколько раз ты упал, столько раз надо подняться.»

Это правило может усвоить даже годовалый малыш.

Если мама упавшего малыша бросается к нему с воплями и причитаниями, ребенок будет плакать сильнее. Если мама будет вести себя сдержанно, малыш будет вести себя соответственно. Я помню, окружающих умиляло, как вел себя мой годовалый сынишка, когда он только учился ходить и, естественно, много падал. Упав, он сначала становился на четвереньки, потом сам себе говорил: «Тань!(встань)», а потом вставал.

Когда ребенок станет постарше, стоит приучать его к тому, что криками и слезами делу не поможешь. И если что-то не получается, надо подумать, что можно сделать, чтобы получилось в следующий раз. А слезы и крики только отнимают силы и время, которые можно потратить на что-то более интересное и полезное.

Колоссальное значение в жизни ребенка, в его воспитании и развитии занимает сказка. В волшебном мире сказки маленький человечек учится ценить дружбу, различать добро и зло, смелость и трусость, и многие другие человеческие качества. Сказки учат, сказки развивают, сказки успокаивают и даже лечат. В сказках герои преодолевают трудности и достигают желаемого, поэтому после прочтения сказки очень желательно обсуждать ее с малышом, задавать вопросы, разбирать поступки сказочных героев, разбирать цели и мотивы этих поступков и сравнивать с поведением и поступками реальных людей, которых малыш знает. Можно даже самим вместе с ребенком придумывать сказки, в которых бы герой справлялся с трудностями, которые у малыша возникают в реальной жизни. Такие беседы помогают построению доверительных отношений между ребенком и родителем и делают их совместное путешествие по жизни более счастливым и интересным.

Написать отзыв