Skip to content
 

Правила конструктивной критики

Конструктивная критика – как правильно критиковать человека

Каждому из нас случалось ошибаться или сталкиваться с ошибкой другого человека. И в этом случае порой нам случалось критиковать человека, а в некоторых случаях приходилось выслушивать критику в свой адрес. В зависимости от того, как мы будем реагировать на ошибку другого человека или как другие люди будут реагировать на нашу, зависит, как сложатся дальнейшие отношения между людьми. Не всякая критика конструктивна. Порой, критикуя, человек преследует некоторые цели, о которых даже не задумывается.

К примеру:

  • Причинить человеку боль, обидеть, унизить, за что-то отмостить – «ты бездарь», «ты тупой», «ты ничего не умеешь делать» и т.д….
  • Защита от чрезмерных требований – «я столько делаю, а ты!?….», «ты сам ничего не делаешь» и т.д.
  • Синдром жертвы (самый несчастный человек ) – «Муж не помогает», «Мать достала!», «Начальник – дебил», «Дети бездельники» ….
  • Доказать себе и всем окружающим, что он самый, самый, самый (ая)! – «Сколько можно повторять!?», «Вот я всегда делаю аккуратно!» и т.д.

Вот несколько правил, как надо критиковать человека, чтобы улучшить ситуацию:

  • Если важно не самоутвердиться за счет другого человека или просто выплеснуть свои негативные эмоции и недовольство, а добиться того, чтобы человек не пропустил критику, а воспринял ее и, если это возможно, исправил свою ошибку, нужно не обвинять, а делать замечание так, чтобы не обидеть человека.
  • Делая критические замечания, нужно стараться говорить от своего имени. К примеру, вместо фразы «Ты все испортил» можно сказать «Я считаю, что ты с этим делом не справился». В зависимости от того, какие будут произнесены слова, ситуация не изменится, но человеку, совершившему ошибку, будет легче это воспринять.
  • Не стоит говорить общие фразы, нужно обсуждать данный конкретный случай и причины провала.  Запрещается говорить, что у человека никогда ничего не получится.
  • Всегда нужно думать о результате, причем не о выгоде на один день, а о долгосрочном успехе. Кстати, перед тем как критиковать, стоит задать себе вопрос: а может быть ситуация, которую вы считаете ошибочной – это ваше субъективное мнение?
  • Не нужно  сравнивать человека с другими и говорить, что  кто-то другой делает это лучше. Тем самым вы не только вызовете негативные эмоции, но и можете ухудшить отношения между своим собеседником и тем человеком, с которым вы его сравниваете.
  • И всегда нужно помнить, что «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.» Словом можно ранить человека, а потом долго об этом жалеть.

8 комментариев

  1. Берлик пишет:

    Очень полезно! Порой такого ляпнем, что у человека не то что желание отпадает, МЕЧТА отмирает. А такое вообще непростительно…

    [Ответить]

  2. Милосская пишет:

    А я читала у Джо Витале, что лучше вообще не критиковать, а найти хоть что-то, хоть мелочь – и похвалить. Критика разрушает, как ни крути

    [Ответить]

  3. Лидия пишет:

    В любом случае говорить с человеком о его недостатках надо так, чтобы он с удвоенной энергией их исправлял. а если иначе, то руки у него опустятся, и толку не будет, а будет только хуже.

    [Ответить]

  4. Альбина пишет:

    Статья очень актуальна и всё в ней написано правильно.

    [Ответить]

  5. Критику не все любят. Статья интересная и полезная. Спасибо. С праздником!

    [Ответить]

  6. Павел пишет:

    Майский день пришел прекрасный,
    День Победы над врагом.
    Пусть он будет теплый, ясный
    В мире том, где мы живем.
    С днем победы!!!

    [Ответить]

  7. samadhi пишет:

    Поздравляю с праздником Победы! Желаю удачи и продвижения вашему интересному и полезному сайту!

    [Ответить]

  8. Правильно вы сказали, что если уж критикуешь человека, то сделай так, чтобы критика была конструктивной и конечно же по делу. Не стоит обижать людей, просто надо понимать и принимать.

    [Ответить]

Написать отзыв